КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИИ У СОБАКИ

Записаться
Все программы

Часто ко мне обращаются собаководы с таким вопросом: мы начали обучение собаки в щенячьем возрасте, как Вы и советовали, еще до выхода на улицу. Прошли курс для щенков. В полгода прошли индивидуальный курс «Управляемая городская собака», а через 3-4 месяца закрепили его в группе. Вложив столько сил и средств в собаку, мы были уверены, что сделали все возможное в плане воспитания. И действительно, собака замечательная, с ней легко и просто гулять, общаться, она очень удобна в быту. Мы запросто едем с ней на дачу, встречаемся с друзьями, ездим на берег реки на шашлыки. Собака ведет себя идеально… но ровно до появления собрата. А дальше… драка обеспечена. Почему так? Где результат обучения?

Вопрос, собственно, кроется не в общем поведении питомца, ведь хозяева описывают, что за исключением момента общения с себе подобным, их хвост идеально воспитан, и они им очень довольны. Недоумение возникает оттого, что на фоне вполне достаточного уровня обучения появился момент, справиться с которым хозяева не в состоянии. Не помогают ни правила иерархии, с которыми они отлично знакомы и все их выполняют, ни запреты по всем требованиям, которые я рассказывал на курсах. Так в чем же причина?

А причина в том, что в дело вмешалась психология. И ограничиваться только теорией выработки рефлексов  и правилами иерархии недостаточно. Они помогут, если собака доминирует над остальными. В таком случае достаточно вспомнить все рекомендации, поработать недельку-другую с собакой, уделить время социализации и вуаля! Собака если не играет с другими (совсем необязательно взрослый пес будет играть, не у каждой особи есть такая потребность), то должна хотя бы не драться сама и не провоцировать драку.

Но гораздо чаще собака конфликтует из состояния страха.

Те условия обитания, в которые мы поместили наших любимцев, далеки от природных. Дикие стаи живут каждая на своей территории в несколько квадратных километров, а то и в несколько десятков квадратных километров. Собаки или волки постоянно взаимодействуют друг с другом, и от результатов этого взаимодействия зависит выживание всей стаи, потому приходится учиться договариваться, нести ответственность. Да и взрослые постоянно следят за поведением молодняка, вмешиваются  в начинающиеся конфликты, гася их на корню.

Вообще у диких собак и у волков есть доминанта: СТАЯ. Каждая особь делает все, чтобы остаться в стае, задача вожака – создать дружную «семью», иначе разлад грозит всем смертью. А когда стоит выбор умереть или жить по правилам, решение очевидно.

Нам сложно понять, но все эти процессы собака не осознает. По сравнению с человеком это гораздо более примитивное существо. Однако, мы часто очеловечиваем любимцев, приписывая им собственные мысли, решения. Вот и я часто, объясняя причины поведения собак, приписываю этим процессам некую осознанность, хотя на самом деле ее не существует. Гораздо ближе к истине такое пояснение: если сравнить собаку с компьютером, то базовые настройки уже заложены в собаку, они сработают в любом случае, независимо от того, что думает конкретная особь. Так, как вы моргаете, читая этот текст, совершенно не задумываясь о процессе, необходимости и так далее, так и собака действует.

Но вернемся к жизни собак с человеком.

Наши семьи – это тоже стаи с собачьей точки зрения. Вся проблема в том, что наша территория крайне мала в понимании наших «волков», но есть такая совершенно немыслимая штука, как общая территория – это ваш двор, ближайший сквер или парк, где собаки сталкиваются друг с другом на прогулке. Мы не говорим о доминации в данный момент, выше я написал, какими способами можно с ней справиться. Мы говорим о том, что такая высокая плотность «собаконаселения» часто приводит к неврозу. Сюда же недостаточность выгула (увы, но с этим сталкивается 99% собак), недостаточность умственной нагрузки.

Вы наверняка замечали, а если вы сами являетесь родителями, то точно знаете такой феномен, что если ребенка ничем не занять, он постепенно становится раздражительным и плаксивым. А вот если его день расписан чуть не по минутам всевозможными секциями и кружками, то физически он, конечно, устает, а вот психика более стабильная.

У собак то же самое. В дикой стае у каждого члена есть работа. Ежедневно «пограничники» оббегают территорию, проверяя, не зашел ли член другой стаи на нашу территорию «без визы». «Рыцари» решают вопросы с непрошенными гостями, «воины» ходят на охоту… Я специально сейчас указал такие вполне человеческие понятия, чтобы вы уловили суть обязанностей членов стаи. Все заняты, мозг постоянно работает. При этом надо понимать, что навигатора нет, гугла нет, волки и собаки должны помнить «карту местности», маршруты движения предполагаемой добычи, учитывать сезонность и погодные условия и даже знать, с какой стороны надо нападать на лося, чтобы не оказаться им затоптанным.

У домашних питомцев таких забот нет, все взял на себя человек. Он и охраняет территорию и обеспечивает на ней порядок, и добывает пищу, и разбирается с гостями… Мозг собаки не загружен! Плюс недостаточная физическая активность (для некоторых пород и 4 часа выгула в день – не нагрузка, а так, слезы) плюс невроз из-за того, что совершенно невозможно побыть одному (здесь я снова очеловечиваю, надеюсь, вы теперь понимаете, зачем я это делаю).

Когда жители регионов приезжают в Москву впервые, все удивляются, почему москвичи не ходят, а постоянно куда-то бегут. Почему здесь уровень агрессии зашкаливает. Почему если случаются массовые беспорядки, то это именно в мегаполисе, а не в деревне. А все потому, что слишком высокая плотность населения давит на психику, хоть мы и не осознаем этого. У собак то же самое.

Все, написанное выше, было пояснением, почему городские собаки так склонны к страхам, несмотря на правильно проведенную социализацию и выдающуюся воспитательную работу.

Каждый день, каждую минуту может случиться что-то, что испугает собаку. Это не всегда что-то грандиозное, иногда и внезапно вышедшего из-за угла человека в огромном капюшоне достаточно. Или воздушного шарика. Или взмахнувшего руками ребенка. Это для нас с вами такие события яйца выеденного не стоят, а для собаки они – катастрофа. Что уж говорить о ситуациях, когда на вашу весьма дружелюбную собаку нападает злобный пес без поводка!

Счастье, если страх вы обнаружили сразу. Тогда единственная ваша задача – не уйти домой, разобраться со страхом здесь же, в эту же самую минуту.

Чаще бывает так, что собака вздрогнула, но сделала над собой усилие, подошла поближе к хозяину и прошла мимо пугающего объекта. А хозяин и не заметил инцидента! Какое-то время собака будет «собираться с силами», а потом выдаст агрессивную реакцию, цель которой – показать, что лучше ко мне не приближаться, иначе я буду защищаться. Как правило, от момента страха до первого агрессивного выпада проходит 2-3 месяца.

Если такое случилось с вашей собакой, не ищите причину во вчерашнем дне! Отматывайте события на 2-3-4 месяца назад. Иногда очень сложно вспомнить что-то, тогда приходится анализировать поведение собаки, искать триггер и работать с ним.

Схема работы следующая: мы снова и снова провоцируем подобную ситуацию, снова и снова вводим триггер. Но при этом изначально мы уже в ходе воспитания заложили ту модель поведения, на которую будем переключать собаку, и если не довели ее до состояния навыка, то  выработали устойчивый рефлекс. Вводим триггер, переключаем собаку, и как только получается, хвалим, что есть силы. Хвалите питомца так, как будто он совершил настоящий подвиг, спас десяток жизней, ну или выиграл вам миллион долларов 😊 Кому что ближе 😊

Опасность самостоятельной работы заключается в том, что вы можете похвалить собаку, не переключив ее полностью, оставив ментально в состоянии страха. Вроде бы все правильно сделали, но не завладели полностью вниманием. И похвалили, тем самым подкрепив не только и не столько отношение к раздражителю, сколько психологическое состояние собаки. Вы как будто говорите ей: «Молодец, ты правильно боишься, ситуация и вправду опасная. Я тебя полностью поддерживаю, продолжай бояться».

Я категорически не рекомендую экспериментировать и работать со страхом без опытного кинолога. Квалификация специалистов – это тема отдельного большого разговора, когда-нибудь я коснусь и ее. Сейчас порекомендую вам выбирать инструктора по отзывам. Ищите того, кто действительно помог, кто не действовал силовыми методами. Собаке не нужно сочувствие, это не человек. Но давить на нее морально тоже не нужно.

Собирая отзывы, всегда учитывайте тот факт, что хозяева редко могут себя организовать. Не всегда отзыв «нам не помогло» означает, что дело в кинологе. Спрашивайте, как долго надо было работать, сколько времени длилась тренировка. Страхи корректируются месяцами и годами, это очень длительная работа. Делайте на это скидку. Спрашивайте лучше, что рекомендовал кинолог, что сказал делать в случае появления опасного объекта, как работать с собакой. Эта информация не поможет вашей собаке, случаи разные, собаки разные, даже хозяева разные! Но вы сможете составить себе представление о том, как человек работал.

И помните, если не доверяете (пока) инструктору, то не передавайте собаку ему в руки. Пусть он говорит, что делать, а работать будете вы. Не ведитесь на уговоры об использовании садистских методов. Просите объяснить, почему собака так себя ведет, как ей помогут ваши действия. И если объяснение кажется вам логичным, действуйте. Нет, всегда можно уйти.

В моей школе есть квалифицированные специалисты, имеющие достаточный успешный опыт коррекции страхов и вызванной ими агрессии. Есть и квалификация инструктора: кто-то отлично работает со страхами оставаться дома, кто-то специализируется на коррекции страха общения с сородичами. Потому я не даю вам возможности выбирать специалиста самостоятельно. Я выслушиваю запрос и предлагаю того специалиста, который справится с задачей лучше.

Если вы хотите заниматься именно со мной, то нужно обязательно указать это в заявке.

Я работаю по принципу двух ступеней: коррекция (5 занятий по часу, 30 000 руб.), групповой курс «Управляемая городская собака» для закрепления результата, выработки иерархии, отработки послушания (10 занятий по 2 часа, 25 000 руб.).

Что касается индивидуальной работы с моими кинологами, то, проанализировав результаты работы за 2017-2019 годы, я изменил схему коррекции. Кинолог приезжает к вам домой, количество занятий зависит от списка проблем. Коррекция проводится одновременно с выработкой послушания — того самого курса «Управляемая городская собака». Если у собаки одна проблема (лай, который невозможно остановить, агрессия к собратьям или к людям, страх чего-либо, неумение оставаться одной дома и т.д.), мы предлагаем курс из 12 занятий (36 000 руб. с выездом внутри МКАД; выезд за МКАД оплачивается дополнительно), если проблем 2 – 15 занятий (45 000 руб.), если проблем 3 и более – 20 занятий (60 000 руб.). Это то количество времени, за которое можно решить проблему при условии вашего активного участия в процессе.

Выбирая тот или иной вариант работы со страхами, помните главное: постоянный стресс снижает качество жизни, ухудшает работу всех систем организма, снижает иммунитет, усиливает тяжесть течения хронических заболеваний, нивелирует эффект лечения, уменьшает продолжительность жизни. Со страхами обязательно нужно работать, и чем скорее вы начнете, тем быстрее и качественнее избавитесь от них. А я всегда помогу вам!

Записаться на занятия можно на странице «Программы дрессировок» в разделе «Коррекция поведения»