ПЕРЕСТАНЬТЕ КРИЧАТЬ И ДЕРГАТЬ ПОВОДКОМ

Каждый владелец собаки рано или поздно попадал в ситуацию, когда питомец ведет себя не надлежащим образом, а запреты не работают. Это ярко видно в случае агрессии на других животных или людей, в случае крайней любвеобильности к собратьям, когда пёс забывает обо всем на свете и несется стремглав играть. Еще один показательный пример – подбор с земли остатков еды или, как принято сейчас называть, пищевого мусора (ну для кого мусор, а для кого деликатес).

Не столь важно, как именно происходят эти или аналогичные события: внезапно или с предварительной подготовкой, когда, например, собака сначала пристально смотрит на объект, рычит, скалит зубы, а только потом бросается. Этого времени вполне достаточно, чтобы хозяин заметил реакцию, проанализировал ее, спрогнозировал дальнейшее развитие и предпринял меры.

Но меры не работают. Как правило, у человека нет ни одного более миролюбивого и уважительного рычага воздействия на питомца в такие моменты, чем крик и дерганье поводком. Согласитесь, на команду, произнесенную шепотом, питомец не отреагирует от слова совсем. И вот вы повышаете голос, да и тон сменяется с дружелюбного на угрожающий.

Хорошо, остановили. Так или иначе, но остановили. Возможно, даже усадили и прочитали лекцию на тему «Так воспитанные собаки себя не ведут»/«В нашей семье так не принято, ты меня позоришь» и т.д. и т.п. Возможно, даже пошли еще дальше и закончили досрочно прогулку.

Мои ученики делились своими методами «воспитания»: неделю после этого случая гулять на коротком поводке или с иными ограничениями, чтобы собака поняла, что то поведение влечет за собой санкции.

Так почему же в следующий раз, несмотря на все наказания, собака продолжает вести себя невоспитанно? Ведь вы предприняли все доступные меры наказания и воспитания?

Потому что так это не работает! Собака – не человек! Она не может переносить опыт на другие ситуации, она не может логически связать разрозненные во времени события.

Запоминаем основную мысль: если вы сейчас находитесь внутри подобной ситуации, единственное, что возможно сделать – вывести собаку из нее, прекратить именно эту ситуацию. Не научить на будущее!!! А остановить ЭТУ КОНКРЕТНУЮ ситуацию.

Я отлично понимаю, почему вы кричите и дергаете поводком в разные стороны: фактически от бессилия. У нас с вами тоже работают инстинкты, которые и заставляют вести себя подобным образом.

Итак, постулат первый:

НАХОДЯСЬ ВНУТРИ СИТУАЦИИ, ЗАДАЧА ХОЗЯИНА – ВЫВЕСТИ ПИТОМЦА ИЗ НЕЕ ЛЮБЫМ ДОСТУПНЫМ ОБРАЗОМ

Все последующие действия типа отвести в сторону и отчитать, лишить этой прогулки, игрушек, лакомств и т.д. и т.п. абсолютно и совершенно бесполезны. Собака не соотнесет санкции с проступком. И уж точно не научится вести себя по-другому в такие моменты.

Так, а делать-то что? Так и шарахаться от всех людей и собак?

Ну нееет! Постулат № 2:

ЭТА СИТУАЦИЯ – ПОКАЗАТЕЛЬ, НАД ЧЕМ НУЖНО ПОРАБОТАТЬ

Когда ваш пес ведет себя с вашей точки зрения неадекватно, это значит лишь то, что вы не научили заранее вести себя в подобных ситуациях по вашему сценарию. Да, вы можете мне сейчас возразить, что некоторые случаи невозможно предвидеть, например, если что-то или кто-то собаку напугал. И последующая агрессия является как раз следствием испуга. Согласен. И опять-таки, как только вы заметили подобное поведение, последовательность действий все та же:
1. Вывести собаку из ситуации любым доступным способом

  1. Понять, что это повод поработать над ее поведением.

А как работать? Открываю свои секреты: нужно искусственно смоделировать аналогичную ситуацию, но подстроить все так, чтобы собака повела себя правильно. И за это очень ярко и вкусно похвалить: улыбка, радостные обнимашки и полтуши буйвола в пасть. Согласитесь, за такую награду собака из кожи он вылезет и начнет вести себя так, как хочется вам.

Так почему же она не делает выводы в случае отрицательного подкрепления? Ведь это тоже рабочий метод. А потому, друзья, что между вами с собакой выстроены неправильные отношения. И да, вы сами своими же руками их создали. Опять я про иерархию.

Среди ваших друзей наверняка есть семьи с подростками, в которых детишек хочется хвалить и обнимать постоянно, гордость ими возникает сама собой, а есть другие, где ребята ведут себя неадекватно, а порой даже опасно. Есть же? Что? Характер разный? Согласен, характер имеет значение, но не решающее. Воспитание – вот самый главный фактор. Методы и подходы к каждому свои, тут как раз и нужно учитывать характер, но в любом случае родитель должен быть не другом и приятелем, а стоять несколько сверху, быть учителем и воспитателем, лидером. Нужно создать такую атмосферу, чтобы ребенок хотел тянуться за взрослым, находил это увлекательным, хотел подражать. Ничего общего с тиранией, согласитесь. А я заметил, что когда произношу слово «иерархия», некоторые из вас подразумевают именно тиранию. Я не про это! Я про создание атмосферы и желания у ученика.

К собакам это применимо в той же степени. И только когда вы станете лидером, важным существом, мнение которого учитывается в первую очередь, тогда можете запрещать, и ваш запрет сработает. А пока вы на должности банщика, повара, официанта и выгульщика, решает собака: когда ситуация кажется ей по-настоящему опасной, она будет защищать себя и вас так, как считает целесообразным в этой ситуации.

Проблема в том, что прочитать про выстраивание иерархии нельзя, ни в одной книге этого нет. Обрывочные сведения не создадут общую картину, потому придется перелопатить огромное количество информации. Или прийти в мою школу. Я уже давно и книги все перечитал, и за отношениями собак и хозяев понаблюдал, и выводы сделал, и проверил их на практике. И вам постоянно показываю успехи моих выпускников на своих страницах в соцсетях. Приходите! Это гарантия исправления поведения собаки в лучшую сторону.